для 5 класса





Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:

рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.


Чопорный шофёр вместе с жокеем, жонглёром и шорником ехали по шоссе, ели шоколад, испытывая изжогу, чистили шомполом ружьё и слушали мажорную музыку.


С Т И Л И Р Е Ч И

Стили – виды речи для общения с учетом речевой ситуации.


  1. разговорный
  2. официально-деловой
  3. научный
  4. публицистический
  5. художественный


Разговорный стиль

Жанры (где встречается): частные письма, записки, диалоги героев в художественном произведении, беседа, спор, сообщение SМS и т.п.

Стилевые черты:


  • эмоциональность, оценочность (умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван)
  • просторечные слова (ляпнуть, болтать, хлюпать, дрыхнуть, шмыгать)
  • искажение литературных норм (Гер Саныч = Георгий Александрович, Пал Ваныч = Павел Иванович, инет – интернет, диплом – дипломная работа, комиссионка – комиссионный магазин, валерианка – настойка валерианы)
  • суффиксы с субъективной оценкой ( карандашик, телефончик, большущий, глазастый…),
  • неполные предложения (Ты на лекцию? Занят? Проснулся?)



Официально-деловой стиль

Жанры: автобиография, заявление, объявление, справка, докладная записка, приказ, указ, объяснительная записка, расписка, постановление, декрет, закон, отчет, инструкция, соглашение, протокол, акт, извещение, предписание, доверенность – словом, документы.

Стилевые черты:


  • шаблонность, т.е. образец оформления (специальные бланки);
  • традиционные обороты (в связи с производственной необходимостью ,вступить в силу, на основании вышеизложенного, нижеподписавшиеся, довожу до сведения; по месту требования; выдана для предъявления, в целях обеспечения, за истекший период, в целях обеспечения, договаривающиеся стороны …);
  • указание дат, цифровые данные.


Научный стиль

Жанры: реферат, диссертация, конспект, лекция, научный доклад, научная статья, отзыв на научную работу (рецензия), аннотация.

Стилевые черты:


  • логичность и последовательность изложения,
  • отсутствие эмоциональности, строгость, сухость, обобщенность,
  • наличие терминов (ассимиляция, парадигма, электролит, катализатор…),
  • глаголы настоящего времени (углерод составляет…, слово представляет…),
  • существительные среднего рода (движение, явление, значение, количество…),
  • краткие прилагательные (насыщена, представлена, бедна, дана…).



Публицистический стиль

Жанры: газетная, журнальная статья, публицистический очерк, рецензия (отзыв) на произведение искусства (кинофильм, книга, спектакль…), лозунг, воззвание, ораторское выступление на митинге, интервью, репортаж, фельетон.

Стилевые черты:


  • общественно-политические термины (прогрессивный, реакционный, парламент, конституция, спикер, мировая общественность, избирательная кампания, депутат, активизация торгово-экономических отношений и т.д.)
  • обращения
  • призывы к чему-то (глаголы в повелительном наклонении)
  • переосмысление общеупотребительной лексики, терминов (арена политической борьбы, близорукая политика, дикий рынок, инвестиционный климат и т.д.)
  • риторические вопросы, повторы
  • образные выражения (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, пословицы и поговорки).


Художественный стиль

Жанры: басня, былина, летопись, ода, песнь, повесть, поэма, рассказ, роман, сказка, стихотворение, загадка, драма.

Стилевые черты:

изобразительно-выразительные языковые средства:

а) метафоры (сиянье розовых снегов, предсказания луны)

б) эпитеты (жеманный кот, ветреная молодость, печальная луна)

в) сравнения (глаза, как звезды, сияют; заря словно пожар)

г) олицетворения (вдруг сугроб зашевелился).

Т Е К С Т.

ТИПЫ РЕЧИ


  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение


Повествование

Последовательно рассказывается о действиях предмета (эти действия можно «сфотографировать»)

Композиция (строение)

а) завязка, т.е. начало действия

б) развитие и кульминация (острый момент)

в) конец (развязка)

Языковые средства – наличие глаголов

Описание

Рассказ о признаках предмета, явления, животного, человека (эту картинку можно «сфотографировать»); это описание его деталей, частей, из которых складывается общая картина.

В научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета.

Композиция

а) общее представление о предмете

б) отдельные признаки предмета

в) оценка описываемого

Языковые средства

Наличие прилагательных; в худож. стиле ещё используются и сравнительные обороты, слова в переносном значении.

Рассуждение

Рассказ о причинах явлений и свойств, объяснение поступков, доказательство какой-либо точки зрения (нет картинки, нельзя сфотографировать написанное)

Композиция

а) тезис (основная мысль)

б) аргументы (доказательства)

в) вывод

Языковые средства:

а) вводные слова: по-моему, на мой взгляд, я думаю, я считаю, мне кажется, итак, следовательно, значит, таким образом, во-первых, во-вторых…

б) причинные и следственные союзы: потому что, так что, поэтому…


Роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Языковые средства

Определение

Возможная роль в тексте

Тропы

Эпитеты

Художественное определение:

тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.

Усиливают выразительность, образность языка произведения;


придают художественную, поэтическую яркость речи;


обогащают содержание высказывания;


выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;


создают живое представление о предмете;


оценивают предмет или явление;


вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;


помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

А. Пушкин

Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;


помогает более точно представить предмет или явление;

помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;


сравнение придает описанию особую наглядность.

Метафора

Скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова:

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Н. Заболоцкий

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Олицетворение

Частный случай метафоры, изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать:

Вокруг меня кольцо сжимается,

Неслышно подползает сон ...

В. Ходасевич

Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.

Гипербола



Художественное преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.


Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов

Литота

Художественное преуменьшение:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах ... а сам с ноготок! (Н. Некрасов)

Ирония

Скрытая насмешка, истинным будет не прямо высказанный смысл, а противоположный ему, подразумеваемый:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (в обращении к ослу)

И. Крылов

Помогает создать комический эффект, выразить авторское отношение к событиям, персонажу

Перифраз(а)

Употребление описательного выражения вместо названия или имени: «Мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя» (вместо Онегин)

Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора)

Туманный Альбион (вместо Англия)

Царь зверей (вместо лев)

Перифразы позволяют:

- выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

- избежать неоправданной тавтологии;

- ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.


Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи.


Метонимия

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь может быть

А) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)

Б) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел! (И. Крылов)

В) между автором и его произведением: Читал охотно Аnyлея , а Цицерона не читал.( А. Пушкин)

Г) между действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А. К. Толстой)

Д) между местом и людьми, находящимися на этом месте:

Вся Ивановская площадь шеи вытянула... (Р. Рождественский)

Но тих был наш бивак открытый.( М. Лермонтов)

Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности.

Синекдоха

(разновидность метонимии) - перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использования единственного числа вместо множественного или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного:

Все флаги в гости будут к нам,

И запируют на просторе…

А. Пушкин

Мы все глядим в Наполеоны…

А. Пушкин

…И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз…

М. Лермонтов

Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл

Фигуры речи

Анафора

Единоначалие:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай ...

Н. Некрасов

Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания. К видам повтора относятся анафора, эпифора, стык, хиазм.

В некоторых художественных произведениях повторы используются в целях стилизации народно-песенной поэзии.

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце строки или строфы

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

А. Блок

Антитеза

Риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом

Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной, помогает понять идею произведения, авторский замысел.

Риторический вопрос

Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

М. Ю. Лермонтов

Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие


Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Риторическое восклицание

Приём передачи кульминации чувств. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно:

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство!

Ф.И. Тютчев

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце).

Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Риторическое обращение

Высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

А. Пушкин

Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи:

Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака, -

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока.(Островой)

Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность

Антонимы

Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной, позволяют показать противоположности, противоречия, создают антитезу.


Синонимы

Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.

Служат для более точного выражения мыслей и чувств, помогают избежать неоправданных повторов, служат для связи предложений в тексте, уточняют, конкретизируют содержание понятия.



Оксюморон

Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате чего возникает новое смысловое качество:

«Живой труп» (Л.Н. Толстой)

«Горячий снег» (Ю. Бондарев)

Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы

Однородные члены предложения:

- отвечают на один и тот же вопрос

- зависят от одного и того же слова

- произносятся с перечислительной интонацией.

Это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении.

Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные аспекты, дифференцировать смыслы.