Запомни!
О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.
Чопорный шофёр вместе с жокеем, жонглёром и шорником ехали по шоссе, ели шоколад, испытывая изжогу, чистили шомполом ружьё и слушали мажорную музыку.
С Т И Л И Р Е Ч И
Стили – виды речи для общения с учетом речевой ситуации.
- разговорный
- официально-деловой
- научный
- публицистический
- художественный
Разговорный стиль
Жанры (где встречается): частные письма, записки, диалоги героев в художественном произведении, беседа, спор, сообщение SМS и т.п.
Стилевые черты:
- эмоциональность, оценочность (умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван)
- просторечные слова (ляпнуть, болтать, хлюпать, дрыхнуть, шмыгать)
- искажение литературных норм (Гер Саныч = Георгий Александрович, Пал Ваныч = Павел Иванович, инет – интернет, диплом – дипломная работа, комиссионка – комиссионный магазин, валерианка – настойка валерианы)
- суффиксы с субъективной оценкой ( карандашик, телефончик, большущий, глазастый…),
- неполные предложения (Ты на лекцию? Занят? Проснулся?)
Официально-деловой стиль
Жанры: автобиография, заявление, объявление, справка, докладная записка, приказ, указ, объяснительная записка, расписка, постановление, декрет, закон, отчет, инструкция, соглашение, протокол, акт, извещение, предписание, доверенность – словом, документы.
Стилевые черты:
- шаблонность, т.е. образец оформления (специальные бланки);
- традиционные обороты (в связи с производственной необходимостью ,вступить в силу, на основании вышеизложенного, нижеподписавшиеся, довожу до сведения; по месту требования; выдана для предъявления, в целях обеспечения, за истекший период, в целях обеспечения, договаривающиеся стороны …);
- указание дат, цифровые данные.
Научный стиль
Жанры: реферат, диссертация, конспект, лекция, научный доклад, научная статья, отзыв на научную работу (рецензия), аннотация.
Стилевые черты:
- логичность и последовательность изложения,
- отсутствие эмоциональности, строгость, сухость, обобщенность,
- наличие терминов (ассимиляция, парадигма, электролит, катализатор…),
- глаголы настоящего времени (углерод составляет…, слово представляет…),
- существительные среднего рода (движение, явление, значение, количество…),
- краткие прилагательные (насыщена, представлена, бедна, дана…).
Публицистический стиль
Жанры: газетная, журнальная статья, публицистический очерк, рецензия (отзыв) на произведение искусства (кинофильм, книга, спектакль…), лозунг, воззвание, ораторское выступление на митинге, интервью, репортаж, фельетон.
Стилевые черты:
- общественно-политические термины (прогрессивный, реакционный, парламент, конституция, спикер, мировая общественность, избирательная кампания, депутат, активизация торгово-экономических отношений и т.д.)
- обращения
- призывы к чему-то (глаголы в повелительном наклонении)
- переосмысление общеупотребительной лексики, терминов (арена политической борьбы, близорукая политика, дикий рынок, инвестиционный климат и т.д.)
- риторические вопросы, повторы
- образные выражения (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, пословицы и поговорки).
Художественный стиль
Жанры: басня, былина, летопись, ода, песнь, повесть, поэма, рассказ, роман, сказка, стихотворение, загадка, драма.
Стилевые черты:
изобразительно-выразительные языковые средства:
а) метафоры (сиянье розовых снегов, предсказания луны)
б) эпитеты (жеманный кот, ветреная молодость, печальная луна)
в) сравнения (глаза, как звезды, сияют; заря словно пожар)
г) олицетворения (вдруг сугроб зашевелился).
Т Е К С Т.
ТИПЫ РЕЧИ
- повествование
- описание
- рассуждение
Повествование
Последовательно рассказывается о действиях предмета (эти действия можно «сфотографировать»)
Композиция (строение)
а) завязка, т.е. начало действия
б) развитие и кульминация (острый момент)
в) конец (развязка)
Языковые средства – наличие глаголов
Описание
Рассказ о признаках предмета, явления, животного, человека (эту картинку можно «сфотографировать»); это описание его деталей, частей, из которых складывается общая картина.
В научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета.
Композиция
а) общее представление о предмете
б) отдельные признаки предмета
в) оценка описываемого
Языковые средства
Наличие прилагательных; в худож. стиле ещё используются и сравнительные обороты, слова в переносном значении.
Рассуждение
Рассказ о причинах явлений и свойств, объяснение поступков, доказательство какой-либо точки зрения (нет картинки, нельзя сфотографировать написанное)
Композиция
а) тезис (основная мысль)
б) аргументы (доказательства)
в) вывод
Языковые средства:
а) вводные слова: по-моему, на мой взгляд, я думаю, я считаю, мне кажется, итак, следовательно, значит, таким образом, во-первых, во-вторых…
б) причинные и следственные союзы: потому что, так что, поэтому…
Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Языковые средства |
Определение |
Возможная роль в тексте |
|
Тропы |
|||
Эпитеты |
Художественное определение: тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой. |
Усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. |
|
Сравнение |
Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне А. Пушкин |
Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; помогает более точно представить предмет или явление; помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны; сравнение придает описанию особую наглядность. |
|
Метафора |
Скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова: Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ. Н. Заболоцкий |
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. |
|
Олицетворение |
Частный случай метафоры, изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать: Вокруг меня кольцо сжимается, Неслышно подползает сон ... В. Ходасевич |
Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. |
|
Гипербола |
Художественное преувеличение: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский) |
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов |
|
Литота |
Художественное преуменьшение: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах ... а сам с ноготок! (Н. Некрасов) |
||
Ирония |
Скрытая насмешка, истинным будет не прямо высказанный смысл, а противоположный ему, подразумеваемый: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (в обращении к ослу) И. Крылов |
Помогает создать комический эффект, выразить авторское отношение к событиям, персонажу |
|
Перифраз(а) |
Употребление описательного выражения вместо названия или имени: «Мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя» (вместо Онегин) Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора) Туманный Альбион (вместо Англия) Царь зверей (вместо лев) |
Перифразы позволяют: - выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; - избежать неоправданной тавтологии; - ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого. Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи. |
Метонимия |
Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть А) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов) Б) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел! (И. Крылов) В) между автором и его произведением: Читал охотно Аnyлея , а Цицерона не читал.( А. Пушкин) Г) между действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А. К. Толстой) Д) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Вся Ивановская площадь шеи вытянула... (Р. Рождественский) Но тих был наш бивак открытый.( М. Лермонтов) |
Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности. |
|
Синекдоха |
(разновидность метонимии) - перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использования единственного числа вместо множественного или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного: Все флаги в гости будут к нам, И запируют на просторе… А. Пушкин Мы все глядим в Наполеоны… А. Пушкин …И слышно было до рассвета, Как ликовал француз… М. Лермонтов |
Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл |
|
Фигуры речи |
|||
Анафора |
Единоначалие: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай ... Н. Некрасов |
Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания. К видам повтора относятся анафора, эпифора, стык, хиазм. В некоторых художественных произведениях повторы используются в целях стилизации народно-песенной поэзии. |
|
Эпифора |
Повторение слов или выражений в конце строки или строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок |
||
Антитеза |
Риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом |
Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной, помогает понять идею произведения, авторский замысел. |
|
Риторический вопрос |
Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов |
Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем . Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме. |
|
Риторическое восклицание |
Приём передачи кульминации чувств. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! Ф.И. Тютчев |
Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. |
|
Риторическое обращение |
Высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы. А. Пушкин |
Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния. |
|
Синтаксический параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи: Когда идешь по снежным гребням ты, Когда по грудь ты входишь в облака, - Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока.(Островой) |
Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность |
|
Антонимы |
Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать». |
Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной, позволяют показать противоположности, противоречия, создают антитезу. |
|
Синонимы |
Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать. |
Служат для более точного выражения мыслей и чувств, помогают избежать неоправданных повторов, служат для связи предложений в тексте, уточняют, конкретизируют содержание понятия. |
|
Оксюморон |
Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате чего возникает новое смысловое качество: «Живой труп» (Л.Н. Толстой) «Горячий снег» (Ю. Бондарев) |
Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление. |
|
Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы |
Однородные члены предложения: - отвечают на один и тот же вопрос - зависят от одного и того же слова - произносятся с перечислительной интонацией. Это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении. |
Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные аспекты, дифференцировать смыслы. |