Всероссийский конкурс

 Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ


21. В соответствии с целями и задачами Конкурса определены следующие тематические направления, в рамках которых участники будут писать свои конкурсные работы:


1) Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;


2) Приведи в порядок свою планету;


3) Именно в труде, и только в труде велик человек;


4) Только у здоровой нации есть будущее;


5) Искусство есть посредник того, что нельзя высказать;


6) Юбилеи великих писателей;


7) Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

количество  страниц

4-6 класс - 1-2 страниц;


7-9 класс - 2-3 страниц;


10-11 класс – 3-4 страниц;


обучающиеся организаций среднего профессионального образования - 3-4 страниц рукописного текста.


Специфика тем и жанров конкурсных работ


Обоснование специфики


Тематическое направление «Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе» посвящено 100-летию Октябрьской революции и предполагает авторскую оценку и интерпретацию отражения этого исторического события в отечественной литературе и киноискусстве. Данное направление не предполагает написание сочинений о революции вообще, рассуждений о судьбах России вне литературно-кинематографического контекста. Работы с подобным содержанием будут признаны не соответствующими тематике Конкурса. Привлеченные к анализу художественные произведения и кинофильмы следует не пересказывать, а анализировать.


Тематическое направление «Приведи в порядок свою планету» посвящено Году экологии в России и предполагает написание сочинений, затрагивающих вопросы сохранения природного наследия, борьбы с загрязнением окружающей среды, развития и сохранения особо охраняемых природных территорий, внедрения эффективных ресурсо– и энергосберегающих природоохранных технологий и использования экологически чистых видов транспорта. Работы могут быть написаны с опорой на исторический и краеведческий материал, произведения художественной и научно-популярной литературы. Привлеченные к 6 анализу художественные произведения, кинофильмы и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.


Тематическое направление «Именно в труде, и только в труде, велик человек» предполагает написание работ, посвященных трудовым династиям, проблемам выбора профессии, волонтерской деятельности детских и молодежных организаций. Работы могут быть написаны с опорой на исторический, биографический, краеведческий и литературный материал. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.


Тематическое направление «Только у здоровой нации есть будущее» предполагает написание сочинений, посвященных здоровому образу жизни, профилактике ВИЧ-заболеваний, деятельности российских и всемирных организаций здравоохранения, проблемам просвещения в области здравоохранения, донорству. Работы могут быть написаны с опорой на исторический, биографический и краеведческий материал, произведения художественной и научно-популярной литературы. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.


Тематическое направление «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» предполагает написание сочинений, посвященных роли искусства в жизни человека, впечатлениям от встречи с произведениями искусства, популяризации искусства среди детей и молодежи. Работы могут быть написаны с опорой на литературный, искусствоведческий, биографический и краеведческий материал. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.


Тематическое направление «Юбилеи российских писателей» предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей и поэтов:

Алексея Константиновича Толстого (200-лет со дня рождения),

Викентия Викентьевича Вересаева (150-лет со дня рождения),

Константина Дмитриевича Бальмонта (150-лет со дня рождения),

Максимилиана Александровича Волошина (140 лет со дня рождения),

Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва) (130-лет со дня рождения),

Самуила Яковлевича Маршака (130-лет со дня рождения),

Валентина Петровича Катаева (120 летсо дня рождения),

Дмитрия Борисовича Кедрина (110 лет со дня рождения),

Варлама Тихоновича Шаламова (110 лет со дня рождения),

Зои Ивановны Воскресенской (110 лет со дня рождения),

Арсения Александровича Тарковского (110 лет со дня рождения),

Льва Ивановича Ошанина (100 лет со дня рождения),

Ильи Михайловича Лаврова (100 лет со дня рождения),

Юрия Павловича Казакова (90 лет со дня рождения),

Александра  Валентиновича Вампилова (80 лет со дня рождения),

Валентина Григорьевича Распутина (80 лет со дня рождения),

Беллы Ахатовны Ахмадулиной (80 лет со дня рождения),

Андрея Георгиевича Битова (80 лет со дня рождения),

Владимира Семеновича Маканина (80 лет со дня рождения),

Эдуарда Николаевича Успенского (80 лет со дня рождения).

Работы могут быть написаны с опорой на мемуарный, биографический, литературный и краеведческий материал, содержать оценку и истолкование произведений данных авторов. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству других российских писателей и поэтов, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса.


Тематическое направление «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины» предполагает написание сочинений, посвященных размышлениям о вкладе человека в развитие своей малой родины, природным и культурным достопримечательностям региона, памяти об исторических событиях на территории региона, уроженцам региона, приобретшим общероссийскую и мировую известность в различных областях. Работы могут быть написаны с опорой на исторический, биографический, литературный и краеведческий материал. Привлеченные к анализу художественные произведения и другие источники следует не пересказывать, а анализировать.


Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.


В соответствии с целями и задачами Конкурса, возрастными особенностями учащихся и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.


Жанры конкурсных работ


Рассказ


1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.


2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.


3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.


Сказка


1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.


2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.


3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.


Письмо


1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.


2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.


Заочная экскурсия


1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.


2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.


Очерк


1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.


2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.


3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.


Слово


1. Жанр ораторской прозы и публицистики.


2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.


3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.


Эссе


1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.


2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.


3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.


4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.


Рецензия


Отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики, выражающий отношение рецензента к исследуемому произведению.

Нет комментариев

Добавить комментарий