Тема отчего дома в произведениях Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева

Тема отчего дома в произведениях Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева

Эпиграфы 

История проходит через дом человека, через его частную жизнь

(Ю.М. Лотман).

Мир запутался тоже.
Дорогу домой так отчаянно
В мире он ищет...
Евг. Евтушенко

Отчий дом!
Никак не надышусь я
Этим горьким запахом земли.
Бури века, что прошли над Русью,
Выдуть этот запах не смогли.
В.Кочетков

 “Что такое дом? Что входит в это понятие? Какие ассоциации у вас возникают?”



  1. «Дом» — так называется четвёртый роман тетралогии Ф.А. Абрамова. Роман, в котором сплетается много проблем. Его называют романом “возвращений”. Возвращается в родное Пекашино Егорша Ставров, двадцать лет скитавшийся по стране, приезжают в родную деревню братья-близнецы Пётр и Григорий, тоже немало лет проведшие вдали от родного дома. Живёт в Пекашине Калина Иванович Дунаев, объездивший на своём веку полстраны и приехавший наконец домой, в родную деревню. Мы видим снова семью Пряслиных вместе. Сколько пережито ею за эти годы, трудно описать! Жизнь человека вообще — это шесть этапов: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.


(Можно предложить десятиклассникам графически изобразить эти этапы в виде полукруга: человек выходит в жизнь из дома и возвращается в конце жизни домой. Эта простая схема помогает нагляднее представить, что значит дом в жизни человека.)

— Обратимся к образу Егорши. Что было в его жизни за последние двадцать лет?

(Сибирь, Дальний Восток, Колыма — это география его поездок по стране. Алмазы добывал, нефть, целину распахивал — это его занятия, работа. “Я всю Сибирь солдатами засеял! Кумекаешь, нет? Один роту солдат настрогал. А может, и батальон ”.)

— Многое было в его жизни. А чего не было?

(Не было дома, семьи, пристанища, очага, детей.)

— Что привело его в Пекашино?

(Любил, оказывается, одну Лизу, да и дом здесь, а дома, как известно, и стены помогают.)

— Как пытается его вразумить Евсей Мошкин? (Обращаемся к тексту, см. Приложение.)

(Евсей недвусмысленно говорит о том, что нет дома у Егорши, поэтому жизнь его мало что стоит, потому и ходит он неприкаянный по деревне. Не хватало ему в жизни радости.)

— Каким видим мы Егоршу в конце романа? (Читаем текст.)

(Егорша начинает понимать, какое счастье он упустил, проездил. Решение приходит внезапно: оставить старый дом Степана Андреяновича, не продавать его, но... уже поздно — “дом разрубили”.)

— У Михаила, напротив, всё есть в жизни, как сказал Евсей: дом, дети, жизнь “на большом ходу”. Почему же в его душе разлад? (Читаем текст.)

(Нет лада в его душе, так как вся семья “наособицу”. Это его мучает.)

— О Лизе и говорить нечего. Она пережила за эти годы многое, но душа её не очерствела. Лиза не отгородилась от брата, от Татьяны, вознёсшейся высоко. Она любит всех. Такою она была всегда, за всех душа болела и болит. “На Лизавете земля держится”, — так сказал Евсей Мошкин о Лизе. Она вся на земле, кровно связана с нею, даже понятие красоты у неё связано с землёй. Почему выкошенный луг для неё — это самая большая краса на земле? (Читаем текст.)

(Луг красив не сам по себе, а потому, что убирали его все вместе, когда мир и лад были в семье.)

Работая таким образом, приходим к выводу: «Дом» — это роман прежде всего о самом главном в жизни человека — о доме, семье, мире, ладе в душах людей. Писатель постоянно напоминает об этом. Его герои ищут дорогу домой и находят её в понимании друг друга и в прощении. Обретение дома помогает человеку в жизни, делает его стойким в жизненных испытаниях, помогает сохранить душу, выстоять.


  1. Та же печаль, забота у другого писателя — В.П. Астафьева в романе «Печальный детектив». Обращает на себя внимание философская триада: человек–семья–народ. Если выделить только вторую часть этой триады, станет ясна авторская мысль. Какая она, попробуем разобраться.


— Кто главный герой в «Печальном детективе»? В какую пору жизни мы его видим?

(Леониду Сошнину 42 года, он уже инвалид, не работает в милиции. Он пишет повести, рассказы, читает в подлиннике Ницше, практически разведён с женой.)

— Как он чувствуют себя в этом положении?

(Ему неуютно, печатать его произведения не хотят, дома одиноко, холодно, по старой милицейской привычке он не может пройти мимо зла, за что часто ему достаётся.)

— Вокруг него живут люди, рождаются, старятся, умирают. Умирает бабка Тутышиха, сумбурно прожившая жизнь, но очень отзывчивая на людскую беду-печаль. Хоронят её всем миром, можно сказать, пышно и многолюдно. Леонид Сошнин тоже тут, на кладбище. Бросив несколько комочков земли на атласный гроб бабки, он идёт к могилкам матери и тёти Лины, самых дорогих ему людей. Постоял, поклонился им. И здесь, на кладбище, вдруг осознал цену человеческой жизни, особенно когда встретил у выхода жену Лерку и дочку Светку. Молча берёт девочку на руки и несёт к себе домой, вернее в их общий дом. Он растапливает печь — символ уюта, покоя, душевного тепла. Лерка молчит, но в душе её что-то стронулось. (Читаем текст). Почему ему надо стать человеком “иного предназначения”? Какого иного?

(Ему надо обрести дом — это самое главное теперь в жизни, без этого он не может; в дет­стве у него были семья, любовь, теплота отношений. Как не хватает ему сейчас всего этого!)

— Он размышляет об этом, вспомнив бабку Тутышиху. Как? (Текст в распечатке.)

(Бабка решала сложные вопросы просто: быть вместе, сообща решать всё и в радости и в печали. На этом держится дом, семья.)

— И когда же он почувствовал, что у него снова семья? (Дочка в доме, радость пришла.)

— Почему “воскрешающая печаль”? “Живо­творящая”? Почему появляется уверенность в своих возможностях?

(Он знает: за ним тыл — семья, дом, ребёнок. Это та радость, которой ему не хватало в жизни. Можно писать, можно творить, покой наступил в самом себе, будет покой и в другом — в работе.)

— О какой загадке пишет В.П. Астафьев, осмысливая триаду человек–семья–народ? (Читаем текст.)

(Семья — это загадка. Писатель видит самостояние человека в обретении дома, семьи. Это корни, питающие человека всю жизнь. “Как же надо беречь то, что назначено человеку свыше”, — говорит Астафьев. И загадку семьи должны отгадывать двое, чтобы сохранить семью. А ведь сохранить её — это сохранить династии, империи, общества. Вот как высоко поднимает семью писатель. Дом должен быть в душе каждого человека, только тогда наступит покой.)


  1. Нет покоя в душе другого героя, Ивана Петровича, из повести В.Г. Распутина «Пожар».


— Почему так обеспокоен Иван Петрович, вынося из горящего склада продукты и вещи?

(Люди не спасают добро, а тащат его к себе. Общая беда всегда сплачивала людей, сейчас же, на пожаре, этого не было.)

— Прочтите, о чём мысли и думы героя. (Читаем текст.)

(О доме, о том, что должно быть в жизни каждого человека прежде всего: дом, работа, родная земля.)

— Почему это не даёт ему покоя?

(Распутин устами своего героя говорит о разладе в жизни, так как нет дома внутри человека, а ведь дом — это и деревня, и посёлок, в котором ты живёшь. Вот и мучается этими вопросами Иван Петрович.)

— Когда закончился пожар, он вызвал много вопросов: как жить? почему все порознь? как выдержать испытание не голодом и бедами, а сытостью и разобщённостью? каково место человека на земле? каков его дом? как сохранить в душе чув­ство хозяина, чувство дома? Мы видим, как Иван Петрович уходит из посёлка. Как шагается ему? Что в его душе? (Читаем текст.)

(Ему было одиноко, но шагалосъ “легко, освобождённо и ровно”. Какая-то недосказанность, недоговорённость. И всё-таки Иван Петрович будет жить по законам разума и справедливости — это его дорога...)

Что на первое место в жизни человека поставил В.Г. Распутин?

(Дом с семьёй, работу, людей и землю. Чувство тревоги не оставляет писателя, тревоги за человека, за его место и дома, и на земле. Только мы, все вместе, а не бойцы-одиночки ответственны за порядок в своём доме. Нам его сообща и наводить.)

Вывод-обобщение

Герои прочитанных произведений — люди неравнодушные. Их глубоко волнует то, что в жизни является “жаждой жизни сущей”. Каждый из них несёт в душе дом, начало которому было положено в детстве, в юности. Ведь из четырёх подпорок главной является дом с семьёй. Рухнет одна — и рухнут династии, империи, общества, и вся жизнь “внаклон пойдёт”. Чтобы этого не случилось, надо хранить и беречь дом в семье и в душе своей. Мы должны помнить об этом.

Нет комментариев

Добавить комментарий