конкурс сочинений


  1. Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
  2. В соответствии с целями и задачами Конкурса определены следующие тематические направления, в рамках которых участники будут писать свои конкурсные работы:


1) Жизнь и творчество А.П. Чехова;

2) Жизнь и творчество О.Ф. Берггольц;

3) Юбилей книги Б.С. Житкова «Рассказы о животных»;

4) 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»;

5) Великая Отечественная война в художественной литературе;

6) Великая Отечественная война в истории моей семьи;

7) «Вы отдали - и этим Вы богаты» (М. Волошин): меценатская деятельность предпринимателей.


  1. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы.
  2. В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Конкурса: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
  3. Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.


Общая характеристика тем и жанров, предложенных участникам Конкурса, содержится в приложении № 3 к настоящему Положению.


  1. Требования к конкурсным работам
  2. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
  3. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
  4. К Конкурсу допускаются работы в объеме:


4-5 класс - 1-2 страниц;

6-7 класс - 2-3 страниц;

8-9 класс - 2-3 страниц;

10-11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования - 3-4 страниц рукописного текста.


  1. Требования к оформлению конкурсных работ содержатся в приложении № 5 к настоящему Положению.
  2. К оценке членами жюри Конкурса не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.


Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный участником Конкурса заранее цитатник по выбранной теме. Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.


  1. Время написания конкурсной работы:


для учащихся 4-5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);

для учащихся 6-7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 8-9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);

для учащихся 10-11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).


  1. Работы выполняются обучающимися в письменном виде чернилами синего цвета.


. Критерии, показатели оценки и их выражение в баллах представлены в таблице:


Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса

1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса

1 - 5

1.2. Знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса.

1 - 5

1.3. Оригинальность формулировки темы сочинения

1 - 5

1.4. Адекватность темы сочинения выбранному жанру

1 - 5

1.5. Соответствие темы и содержания

1 - 5

2

Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)

2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра

1 - 5

2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру

1 - 5

3

Композиция сочинения

3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения

1 - 5

3.2. Соответствие композиции выбранному жанру

1 - 5

3.3. Соответствие композиции содержанию

1 - 5

4

Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения

4.1. Заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах

1 - 5

4.2. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом

1 - 5

4.3. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции

1 - 5

5

Художественность сочинения

5.1. Богатство лексики

1 - 5

5.2. Разнообразие синтаксических конструкций

1 - 5

5.3. Использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и другие) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и другие)

1 - 5



5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц

1 - 5

5.5. Наличие оригинальных образов

1 - 5

5.6. Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок)

1 - 5

6

Дополнительный балл от члена жюри

Общее читательское восприятие текста

1-5

7

Максимальный балл


100



В соответствии с целями и задачами Конкурса, возрастными особенностями учащихся и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: Для учащихся:

4—5 классов – рассказ, сказка, письмо,

6-7 классов - рассказ, сказка, письмо, «заочная экскурсия»,

8-9 классов - письмо, «заочная экскурсия», очерк,

10 – 11– очерк, слово, эссе.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:

«История моего знакомства с .... (писателем или произведением)». Жанр - рассказ.

«О чем книги говорят по ночам». Жанр - сказка.

«Здравствуй, будущий читатель .... (писателя или произведения)». Жанр - письмо.

«Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр - заочная экскурсия.

«Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр - очерк.

«Слово о Грибоедове». Жанр - слово.

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр - эссе.

«...Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр - эссе.

«В нашем городе есть памятник...» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр - очерк, заочная экскурсия.

«История страны - это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ). Жанр - рассказ, очерк.

«Театральный музей - дело жизни А.А. Бахрушина». Жанр - заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.

Данные примеры формулировок являются ориентировочными. Использование их в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

Жанры конкурсных работ

Рассказ


  1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
  2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
  3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.


Сказка


  1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
  2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
  3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.


Письмо


  1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
  2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.


Заочная экскурсия


  1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
  2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.


Очерк


  1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
  2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
  3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.


Слово


  1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
  2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.
  3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.


Эссе


  1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
  2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
  3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
  4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.





Нет комментариев

Добавить комментарий