- Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
- В соответствии с целями и задачами Конкурса определены следующие тематические направления, в рамках которых участники будут писать свои конкурсные работы:
1) Жизнь и творчество А.П. Чехова;
2) Жизнь и творчество О.Ф. Берггольц;
3) Юбилей книги Б.С. Житкова «Рассказы о животных»;
4) 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»;
5) Великая Отечественная война в художественной литературе;
6) Великая Отечественная война в истории моей семьи;
7) «Вы отдали - и этим Вы богаты» (М. Волошин): меценатская деятельность предпринимателей.
- Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы.
- В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Конкурса: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
- Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.
Общая характеристика тем и жанров, предложенных участникам Конкурса, содержится в приложении № 3 к настоящему Положению.
- Требования к конкурсным работам
- Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
- Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
- К Конкурсу допускаются работы в объеме:
4-5 класс - 1-2 страниц;
6-7 класс - 2-3 страниц;
8-9 класс - 2-3 страниц;
10-11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования - 3-4 страниц рукописного текста.
- Требования к оформлению конкурсных работ содержатся в приложении № 5 к настоящему Положению.
- К оценке членами жюри Конкурса не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.
Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный участником Конкурса заранее цитатник по выбранной теме. Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.
- Время написания конкурсной работы:
для учащихся 4-5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
для учащихся 6-7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 8-9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 10-11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).
- Работы выполняются обучающимися в письменном виде чернилами синего цвета.
. Критерии, показатели оценки и их выражение в баллах представлены в таблице:
№ |
Критерий |
Показатели |
Оценка в баллах |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса |
1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса |
1 - 5 |
1.2. Знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса. |
1 - 5 |
||
1.3. Оригинальность формулировки темы сочинения |
1 - 5 |
||
1.4. Адекватность темы сочинения выбранному жанру |
1 - 5 |
||
1.5. Соответствие темы и содержания |
1 - 5 |
||
2 |
Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра) |
2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра |
1 - 5 |
2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру |
1 - 5 |
||
3 |
Композиция сочинения |
3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения |
1 - 5 |
3.2. Соответствие композиции выбранному жанру |
1 - 5 |
||
3.3. Соответствие композиции содержанию |
1 - 5 |
||
4 |
Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения |
4.1. Заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах |
1 - 5 |
4.2. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом |
1 - 5 |
||
4.3. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции |
1 - 5 |
||
5 |
Художественность сочинения |
5.1. Богатство лексики |
1 - 5 |
5.2. Разнообразие синтаксических конструкций |
1 - 5 |
||
5.3. Использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и другие) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и другие) |
1 - 5 |
||
|
|
5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц |
1 - 5 |
5.5. Наличие оригинальных образов |
1 - 5 |
||
5.6. Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) |
1 - 5 |
||
6 |
Дополнительный балл от члена жюри |
Общее читательское восприятие текста |
1-5 |
7 |
Максимальный балл |
|
100 |
В соответствии с целями и задачами Конкурса, возрастными особенностями учащихся и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: Для учащихся:
4—5 классов – рассказ, сказка, письмо,
6-7 классов - рассказ, сказка, письмо, «заочная экскурсия»,
8-9 классов - письмо, «заочная экскурсия», очерк,
10 – 11– очерк, слово, эссе.
Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:
«История моего знакомства с .... (писателем или произведением)». Жанр - рассказ.
«О чем книги говорят по ночам». Жанр - сказка.
«Здравствуй, будущий читатель .... (писателя или произведения)». Жанр - письмо.
«Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр - заочная экскурсия.
«Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр - очерк.
«Слово о Грибоедове». Жанр - слово.
«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр - эссе.
«...Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр - эссе.
«В нашем городе есть памятник...» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр - очерк, заочная экскурсия.
«История страны - это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ). Жанр - рассказ, очерк.
«Театральный музей - дело жизни А.А. Бахрушина». Жанр - заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.
Данные примеры формулировок являются ориентировочными. Использование их в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
Жанры конкурсных работ
Рассказ
- Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
- Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
- Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
- Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
- Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
- Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
- Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
- Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
- Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
- Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
- Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
- В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
- Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.
Слово
- Жанр ораторской прозы и публицистики.
- Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.
- В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
- Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
- Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
- Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
- В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
Нет комментариев
Добавить комментарий