как работать над исследовательской работой

"Как подготовить и оформить исследовательскую работу"

А.А.Каврева, учитель истории высшей категории МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», преподаватель заочной школы, руководитель НОУ «Родник»

Исследовательские краеведческие работы учащихся НОУ «Родник» неоднократно занимали призовые места и побеждали на различных конкурсах областного и Всероссийского уровня. Хотелось бы поделиться опытом подготовки исследований для подобных конкурсах.
Всем известно, что конкурсный путь состоит из нескольких этапов:
- сбор материала,
- его оформление,
- устная защита.
Рассмотрим второй этап.
Начнем с названия работы . Вначале нами, впрочем, как и большинством авторов использовались обобщенные заголовки, которые не дают представления о содержании работы («Память рода», «Здесь был когда-то хуторок и т.п.) Жюри конкурсов требует точности формулировок. Если же так хочется использовать «поэтическую строку, или фразу, или другой штамп», то можно посоветовать использовать второе название, уточняющее тему.
Далее остановимся на том, что на исследовательский конкурс и первый тур олимпиады должны поступать исследовательские краеведческие работы. Это значит, что «работ реферативных, компилятивных, т.е. созданных на базе чужих исследований или чужих произведений, без самостоятельной обработки источников, быть не должно». Научное исследование – это процесс выработки новых знаний. Он характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
«Краеведческое исследование – это изучение объектов, процессов и явлений, характерных для конкретного региона, края».
Непосредственно для научно-исследовательской работы необходимы следующие компоненты:
- формулировка темы,
- постановка цели и задач,
- определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников,
- выявление проблемы, определение объекта и предмета. Все эти атрибуты исследования следует включить во вступление.
Формулировка темы находится в прямой зависимости от содержания исследования. Тема – это определение его сути. Для того чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, определить проблему, объект и предмет исследования. Проблема – это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы, обычно решаемые юными краеведами, например, в рамках историко-родословных и историко-биографических исследованиях, заключаются в выявлении новых и неизвестных лиц, родственников, фактов их биографии, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека (рода) и т.п.
Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Он может быть как материальным, так и отображенным в абстрактном виде. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития. Например, объектом в историко-родословном, историко-биографическом исследовании может быть сам процесс исследования, а также генеалогия или биографика как специальные исторические дисциплины, изучающие разные аспекты развития и деятельности человечества и человека.Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предметом исследования могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.Следующими компонентами процесса исследования являются формулировки цели и задач. Цель исследования – это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти. Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Как показывает анализ работ, ребята чаще всего справляются с этим положением, обычно формулируя цель своего исследования, реже – задачи.Всероссийское жюри отмечает, что очень мало работ, в которых представлены методы исследования. Методы исследования – способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового. Существуют следующие методы проведения исследования:1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике.Остановимся на источниках. Можно выделить следующие виды источников исследования: письменные, изобразительные, вещественные, устные, техноторные и комплексные. Как показывает практика, материалы, помещенные в «Приложениях» чаще всего не обработаны, не описаны и многими не воспринимаются как источники. Юные исследователи и их руководители относят к источникам материалы, обнаруженные только в государственных музеях или архивах. Однако, к работе с материалами семейного архива следует подходить так же бережно. При проведении исследования рекомендуем обратить внимание на цитаты. Конечно, использование цитат – личное дело автора, но при представлении личности высказывания о герое или самого героя выглядят уместно. Необходимо их оформление в соответствии с требованиями.
Огромную роль играют Приложения. Портреты, документы, письма, схемы и.т.п. должны быть проаннотированы. Копии с материалов, хранящихся в государственных архивах и музеях, должны содержать ссылку на место хранения.Так как речь изначально шла о краеведческих исследованиях, необходимо показать связь изучаемого лица или рода с регионом, с родным краем. В этом случае можно посоветовать привлечь к исследованию топонимику, карту края. Посмотреть, отражены ли на карте имя (имена) изучаемых, имеются ли памятные места. Возможно, провести социологическое исследование, его результаты воспроизвести в виде схем, диаграмм..Важным компонентом представления исследования является оформление списка источников, который лучше всего сделать по видам, и списка литературы, включающего периодику и ссылки на сайты в Internet. Напомним, что существует ГОСТ по библиографическому описанию документов, которого следует придерживаться. При окончательном оформлении работы следует пронумеровать все страницы, включая «Приложения». Если используется более одного материала в Приложении, то, по мнению некоторых членов жюри, надо сделать их список. Таким образом, для того, чтобы одержать победу в конкурсах или просто сделать работу для себя лично, очень важно соблюдать все изложенные требования. Это облегчит автору создание исследования, а читателю или слушателю его изучение.
Рекомендуемая литература
1. Наследие и современность.-М.:Институт Наследия, 20022. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Методическое издание.- М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2004 3. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Сборник конкурсных работ. Методическое издание.- М.:ФЦДЮТиК МО РФ, 2005
Задание: Прочитайте текст, отметьте, что вам не понятно. Задайте вопрос во время указанное для работы Форума.Подготовьте Проверочную работу., состоящую из 5 тестов с ключами. Отправьте руководителю через Личное сообщение (ЛС) Форума до 8 октября..
Дежурство на сайте:пн - Смолякова Н.; вт-Асташова, Р.; с - Тюрина Н.; чт- Гордеева А.; пт- Лоскутова Е.; сб-Гебитов Ю.;вс-Сисеноа А.

Занятие № 2

Защита результатов исследования


Подготовка доклада. Следует помнить, что на все выступление отводится не более 7-10 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том. что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков. Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведением примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.
При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролику слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так; чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.Процедура защиты исследования И самая блистательная речь надоест, если ее затянут.Б. Паскаль Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежность к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на вашем выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно желанием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если вам задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правила:- Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Таким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.- Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую крайность - начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера. И еще. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.
Требования к изложению доклада. Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях.Перед тем как выступать на научных конференциях городского и более высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Помните, что чем больше вы выступаете, тем больший опыт вы приобретаете. Вы можете попросить прослушать ваш доклад друзей или родителей Можно читать его и самостоятельно - для себя, но обязательно вслух. При том контролируйте время своего «выступления»: это поможет вам ориентироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбирать темп и интонацию речи). Можно потренировать свою речь умение выступать перед аудиторией, записывая его на аудио- или видеокассету. После чего постараться оценить ее (как выступление другого) по следующим характеристикам: логичность; точность; ясность; доступность; убедительность; интересность; выразительность; уверенность; контакт со слушателями; уместность жестов; выражение лица и т.д.Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами текстов, стараться использовать простые предложения, можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого) можно избежать монотонности выступления.
Задание.
Найдите на сайте НОУ в разделах Документы, Каталог статей защитные доклады. По их образцу подготовьте свое выступление.

Занятие 3

Основные источники научной информации

При написании работы нужно обязательно обращаться к различным источникам (письменным, вещественным, этнографическим, технотронным и др.). Одним из важнейших письменных источников является литература по теме. Прежде всего обратимся к научной литературе.
Известно, что результаты исследований находят свое конечное или промежуточное выражение в книгах, статьях, помещаемых в научных журналах, сборниках научных работ, диссертациях, рукописях докладов, отчетов, депонированных текстах результатов исследований и, наконец, в реальных продуктах, изделиях, полученных в научных экспериментах.
Учебник - представляет собой книгу, содержащую систематическое изложение знаний в определенной методической обработке и последовательности. В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет собой саму науку.
Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по определенной дисциплине и в большей мере ориентировано на практические моменты.
Книги, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки самими авторами научных работ, как говорится, «из первых рук», называют монографии. Объем монографий может быть разным, но минимальный - около 100 страниц печатного текста. В монографиях наиболее глубоко, систематично и подробно излагаются общие результаты научных исследований. Авторами монографий, как правило, являются наиболее крупные ученые, накопившие большой опыт и обширные знания в определенной области науки.
Статьи - это специальные публикации небольшого объема (10—20 печатных страниц), в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным узким вопросам или результаты ограниченных исследований. Статьи публикуются в специальных научных журналах. Начинающему исследователю необходимо внимательно следить за публикациями в очередных номерах научных журналов и брать себе на заметку опубликованные в них статьи по исследуемому вопросу.
Справочно-информационная литература: энциклопедия - научная или научно-популярная справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний универсального или отраслевого плана. Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных статей, каждая из которых содержит основную информацию по существу вопроса: изложение научной теории, исторического события, описание объекта, процесса, явления и т.д. Энциклопедии, несмотря на свои большие объемы, являются очень компактным и удобным для пользования источником информации. Умея пользоваться энциклопедией, вы за несколько часов можете извлечь из нее столько полезной информации, сколько из книг вы будете вычитывать недели и месяцы. Энциклопедический словарь - справочное издание, представляющее собой краткий материал, который расположен в алфавитном порядке. Справочник - издание содержащее краткие сведения научного и прикладного характера. Терминологический словарь (глоссарий) - справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов - терминов, используемых в какой-либо области знания.
Задание.
Подберите справочную литературу4 по теме выбранной вами работы.

Занятие 4

Практическая работа

Уважаемые учащиеся нашей школы! Пришла пора ознакомиться с результатами вашей работы. Хорошо подготовить для защиты работы наглядность. В наше время это следует сделать в виде электронной презентации. Для создания качественной презентации необходимо учесть :

- единый стиль оформления;

- информация должна излагаться короткими словами и предложениями;

- над каждой иллюстрации, фото должна располагаться надпись;

- шрифт для заголовков – не менее 24 пт;

- для основного текста – не менее 18 пт;

- не смешивайте разные шрифты.

Презентация не должна превышать 10-15 слайдов.

Задание.

Для обсуждения предлагается подготовленные вами презентации совместно обсудить. Посмотрите в Файлах презентацию Семейные хроники Анастасии Гордеевой. Соблюдены ли в ней предъявленные требования? http://rodnikfiles.ucoz.net/load/prezentacii/semejnye_khroniki_prezentacija/2-1-0-22

Соотнесите ее с работой под тем же названием, помещенной в Каталоге статей http://rodnik.3dn.ru/publ/4-1-0-46

Помогает ли презентация лучше понять содержание работы?

В Файлах выставлена работа новичка, ученицы школы "Эрудит", шестиклассницы Шкураток В. из поселка Броды. Прокомментируем давайте работу!

Итак, после комментариев и советов, поступивших на две презентации Броды и Каменка, участники НОУ "Родник" провели корректировку презентаций. Их варианты отправлены по электронке в школы для уточнения фактического материала. Броды сказали:


требования к исследовательской работе
Автор: Каврева А.А.

Нет комментариев

Добавить комментарий