Памятка по написанию сочинения

1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе.

2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)?

3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?.

4. Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.).

5. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»).

6. В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие.

7. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер).

8. Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?

9. Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?

10. Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы. Тему-повествование измените на тему-вопрос. Например, тема – «Образ Чацкого».
а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого? б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.
Это и будет основная мысль вашей работы.

11. Напишите план
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.

в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?

12. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.

13. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев.

14. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т



Нет комментариев

Добавить комментарий